Акциз как косвенный налог
Акцизы - это вид косвенного или
дополнительного налога на
товары, включаемого в цену.
Акцизы устанавливаются с целью недопущения получения от производства высокорентабельной продукции
сверхприбыли, не обусловленной эффективностью деятельности производителя, и
создания примерно одинаковых экономических условий хозяйственной деятельности
для всех организаций и индивидуальных предпринимателей.
Предположим,
что реализуются подакцизные товары по свободным отпускным ценам. Расчету суммы
акциза предшествует определение отпускных цен. Если оптовая цена изделия,
включающая в себя фактическую себестоимость (5120 руб.) и прибыль (1280 руб.),
составляет 6400 руб., а адвалорная ставка
акциза по отношению к отпускной (но не к оптовой) цене - 20%, то оптовая цена составляет
80% (100% - 20%) отпускной цены.
Следовательно,
отпускная цена равна 8000 руб. .
Отсюда можно определить сумму акциза в отпускной цене:
(сумма
акциза) или, что то же: 8000 руб. (отпускная цена) - 6400 руб. (оптовая
цена) = 1600 руб.
(сумма акциза).
По-иному
определяется сумма акциза в том случае, когда товары и продаются по розничной
(отпускной) цене. На основе этой цены сначала следует определить отпускную
цену, по отношению к которой установлена ставка акциза, а затем уже его сумму.
Допустим, что розничная цена подакцизного товара составляет 9000 руб. Эта цена
включает в себя торговую наценку (6,5%), НДС
и акциз. Определим сначала сумму торговой наценки: Затем найдем сумму НДС в
торговой наценке (для розничной торговли исходя из расчетной ставки 15,25%):
Отпускная цена равна розничной цене за вычетом торговой наценки с учетом НДС:
9000 руб. - 585 руб. = 8415 руб. Пусть ставка
акциза установлена на уровне 40%, тогда сумма акциза составит 3366 руб. (8415 руб. ´ 0,4).
Можно
показать, что если бы из цены реализации не был вычтен акциз, то рентабельность
у производителя была бы завышена. Действительно, в первом примере:
· при наличии акциза рентабельность составляет
· при отсутствии акциза рентабельность составила бы
где 2880 руб. - это не прибыль,
а общий доход организации, равный: 8000 руб. (отпускная цена) - 5120 руб. (себестоимость), или 1600 руб.
(акциз) + 1280 руб. (прибыль).
Как
видно, при отсутствии акциза уровень рентабельности существенно возрастает.
Такая рентабельность отражает не увеличившуюся эффективность производства, а
специфические условия реализации товара. После изъятия акцизов организация,
выпускающая данный подакцизный товар, оказалась в примерно равных экономических
условиях со всеми остальными организациями. Государство
изымает сверхприбыль лишь в той мере, в какой обеспечивается возможность
финансирования расширенного производства в организации, выпускающей подакцизную
продукцию.
Акцизы
устанавливаются и на импортные товары с целью защиты национального
потребительского рынка.
В
предыдущей главе был рассмотрен НДС как косвенный налог. Следует отметить
специфические черты, присущие акцизам и отличающие их от НДС:
· акцизами облагается реализация только товаров,
перечень которых ограничен несколькими наименованиями. Иными словами, акцизами
не облагаются работы и услуги, являющиеся объектом
обложения НДС;
· если НДС возникает и уплачивается на всех стадиях
производства и обращения товаров, то акцизы - только в сфере производства. Исключением из этого правила являются акцизы
по товарам, ввозимым на территорию России, поскольку плательщиками акцизов в этом случае
являются организации, закупившие подакцизные товары, в том числе для их
дальнейшей перепродажи.
Посредством
акцизов в бюджет изымается
часть стоимости (цены) товара, которая не обусловлена ни эффективностью его
производства, ни потребительскими свойствами, а является следствием особых
условий его производства и продажи. Если бы эта часть цены не изымалась в
бюджет, то организации - изготовители данной продукции получали бы незаслуженно высокую прибыль и
были бы поставлены в неравные, предпочтительные по сравнению с другими организациями
условия. Так, розничные цены на винно-водочные изделия установлены на таком
уровне, что если бы не было акциза, то рентабельность предприятий-изготовителей
измерялась бы сотнями процентов. Это относится к табачным и другим подакцизным
товарам.
Акциз
в узком значении - это так называемый выборочный акциз, который распространяется на
определенный перечень товаров массового спроса (соль, сахар, спички) и
предметов роскоши. Размер акциза по многим видам товаров достигает 1/2,
а иногда - 2/3
их цены.
В
последние десятилетия список товаров,
которые облагаются выборочными акцизами, в экономически развитых странах
существенно расширился. В него стали включаться автомобили, холодильники,
парфюмерные изделия, энергоносители (бензин, керосин, газ). Акцизами облагаются
и услуги массового спроса: телефон, показ кинофильмов, страхование,
транспортные перевозки и т. п. Например, в Германии в настоящее время
насчитывается 20 выборочных акцизов, в Японии - более 600.
Акциз
в широком значении - это универсальный косвенный налог, который имеет общие характеристики с
НДС.
Акцизы в современной России были введены Законом РФ от
6 декабря 1991 г. № 1993-1 «Об акцизах». В настоящее время основополагающим
документом, которым регулируется порядок акцизного обложения, является глава 22
части второй НК РФ.
|