Суббота, 27.04.2024
Налоги и налогообложение
Меню сайта
Форма входа
...
...
Block title
Block content

Налоговый учет. Учет налогоплательщиков в налоговых органах зависит от вида налогоплательщиков.

Постановка на учет организации в налоговом органе по месту ее нахождения осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ). Постановка на учет (снятие с учета) подтверждается документом, который выдается (направляется) вместе с документом, подтверждающим внесение записи в ЕГРЮЛ.

Налоговый орган по месту нахождения организации обязан поставить ее на учет не позднее пяти рабочих дней со дня представления документов для государственной регистрации и выдать (направить по почте) заявителю свидетельство о государственной регистрации и свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.

Организациям, в отношении которых в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» федеральными законами установлен специальный порядок регистрации (банки, общественные объединения и др.), свидетельство о постановке на учет выдается не позднее пяти дней с даты внесения записи в ЕГРЮЛ.

Организация снимается с учета в случае ее ликвидации или реорганизации на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ.

Организация представляет в налоговый (регистрирующий) орган предусмотренные документы, на основании которых осуществляется регистрация юридического лица, создаваемого путем реорганизации, или регистрация юридического лица в связи с его ликвидацией. После государственной регистрации на основании выписки из ЕГРЮЛ налоговый орган по месту нахождения организации снимает ее с учета и направляет соответствующую информацию в налоговые органы, в которых организация состоит на учете по иным основаниям, установленным НК РФ, для снятия ее с учета.

Кроме того, организация подлежит постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения недвижимости, принадлежащей ей на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, а также по месту нахождения принадлежащих ей транспортных средств.

Постановка на учет, а также снятие с учета в налоговом органе по месту нахождения принадлежащих организации недвижимости и транспортных средств осуществляются на основании сведений, сообщаемых соответственно органами, регистрирующими права на недвижимое имущество и сделки с ним, и органами, регистрирующими транспортные средства, в течение пяти дней со дня поступления сведений от этих органов. В тот же срок налоговый орган по месту нахождения недвижимости или транспортных средств выдает организации уведомление о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения этих объектов.

Изменения в сведениях об организации подлежат учету налоговым органом по месту ее нахождения на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, и вносятся в Единый государственный реестр налогоплательщиков (ЕГРН) не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения записи в ЕГРЮЛ.

При изменении места нахождения организация снимается с учета в налоговом органе по прежнему месту нахождения не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения записи в ЕГРЮЛ. Налоговый орган по прежнему месту выдает уведомление о снятии с учета в налоговом органе. Свидетельство о постановке на учет, выданное организации налоговым органом по прежнему месту, признается недействительным.

Постановка на учет в налоговом органе по новому месту осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа по прежнему месту, и подтверждается свидетельством о постановке организации на учет в налоговом органе по новому месту нахождения.

Постановка на учет индивидуальных предпринимателей в налоговом органе по месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), не позднее пяти рабочих дней со дня представления документов для государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя. В тот же срок предпринимателю выдается свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе по месту жительства на территории Российской Федерации и уведомление о постановке на учет физического лица в налоговом органе по месту жительства одновременно со свидетельством о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя.

Зарегистрированному в качестве предпринимателя физическому лицу, которому ранее было выдано свидетельство о постановке на учет одновременно со свидетельством о государственной регистрации, выдается только уведомление о постановке на учет.

Свидетельство о постановке на учет является документом, подтверждающим присвоение идентификационного номера налогоплательщика (ИНН). Уведомление же является документом, подтверждающим постановку физического лица в налоговом органе по месту жительства в качестве налогоплательщика-предпринимателя.

Изменение сведений о предпринимателях подлежит учету в налоговом органе по месту их жительства на основании сведений, содержащихся в ЕГРИП. В связи с изменением места жительства предприниматель снимается с учета на основании сведений, содержащихся в ЕГРИП, не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения записи в ЕГРИП, с последующим уведомлением предпринимателя.

Постановка на учет предпринимателя в налоговом органе по новому месту осуществляется на основании информации, полученной от налогового органа по прежнему месту жительства, с последующей выдачей свидетельства о постановке на учет и уведомления о постановке на учет.

При прекращении деятельности в качестве предпринимателя снятие с учета также осуществляется на основании сведений, содержащихся в ЕГРИП, не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения записи в ЕГРИП, с последующим уведомлением физического лица о снятии его с учета в налоговом органе в качестве налогоплательщика-предпринимателя. Налоговый орган, снявший физическое лицо с учета, направляет сообщение о снятии с учета и выписку из ЕГРИП в налоговые органы, в которых физическое лицо состоит на учете в качестве налогоплательщика-предпринимателя по иным основаниям, установленным НК РФ. Налоговый орган на основании полученной информации снимает предпринимателя с учета в этом качестве. Датой снятия с учета является дата внесения в ЕГРИП записи о прекращении деятельности предпринимателя.

Постановка на учет физических лиц, не относящихся к предпринимателям, осуществляется налоговым органом по месту жительства на основании информации, предоставляемой органами, которые регистрируют физических лиц по месту жительства либо акты гражданского состояния физических лиц и которые сообщают соответственно о фактах регистрации физического лица по месту жительства либо о фактах рождения и смерти. Постановка на учет осуществляется налоговым органом в течение пяти дней со дня поступления сведений от названных органов с последующим уведомлением физического лица.

Физическое лицо, получившее уведомление о постановке на учет (за исключением физического лица ¾ владельца недвижимого имущества или транспортных средств, не имеющего места жительства на территории Российской Федерации), и любое иное физическое лицо (в том числе законный представитель ребенка в возрасте до 14 лет) в случае возникновения необходимости указания ИНН в документах, подаваемых в налоговые или иные органы, сообщения ИНН источнику выплаты доходов, банку и другим, а также по иным причинам вправе обратиться в налоговый орган по месту жительства с заявлением о получении документа, подтверждающего присвоение ИНН (в том числе в отношении ребенка в возрасте до 14 лет). В этом случае в течение пяти дней со дня поступления заявления налоговый орган выдает свидетельство о постановке физического лица на учет по месту жительства в Российской Федерации.

Постановка на учет физического лица в налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества или транспортных средств осуществляется на основании сведений, предоставляемых органами, регистрирующими права на недвижимость и сделки с нею, органами, регистрирующими транспортные средства, и органами, уполномоченными совершать нотариальные действия, а также частными нотариусами о нотариальном удостоверении права на наследство и договоров дарения, в течение пяти дней со дня поступления сведений в налоговый орган с последующей выдачей уведомления о постановке физического лица на учет в налоговом органе.

Изменение сведений о физических лицах, не относящихся к предпринимателям, подлежит учету налоговым органом по месту их жительства. Если налогоплательщик изменил место жительства, то он снимается с учета налоговым органом, в котором плательщик состоял на учете.

В связи с изменением места жительства физическое лицо, не относящееся к предпринимателям, снимается с учета на основании сведений о факте регистрации лица по новому месту жительства, полученных от органов, регистрирующих физических лиц по месту жительства. Снятие с учета осуществляется путем внесения изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРН, в течение пяти дней со дня получения сведений о факте регистрации лица по новому месту жительства с последующим уведомлением физического лица.

Налоговый орган по новому месту жительства осуществляет постановку на учет и выдает физическому лицу, не относящемуся к предпринимателям, уведомление о постановке на учет в течение пяти дней со дня получения сведений о факте регистрации по новому месту жительства.

Государственный реестр налогоплательщиков. На основе данных налогового учета Федеральная налоговая служба (ФНС) России ведет Единый государственный реестр налогоплательщиков. Реестр рассматривается в качестве инструмента налогового контроля и представляет собой государственный информационный ресурс, формирование и использование которого регулируются Федеральным законом от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации». Смысл ведения государством такого реестра следует из положений Конституции РФ, которыми предусмотрены:

· обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57);

· обязанность государства защищать права своих граждан (ст. 2), причем осуществление гражданином своих прав не должно нарушать прав других лиц (ст. 17).

В соответствии со ст. 102 НК РФ практически все сведения о налогоплательщике, поступающие в налоговые органы, отнесены к налоговой тайне.

Для открытого обозначения плательщиков в целях налогового контроля в ЕГРН применяется единый по всем видам налогов и сборов, в том числе подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через границу Российской Федерации, и на всей территории Российской Федерации идентификационный номер налогоплательщика.

Налоговый орган указывает ИНН во всех посылаемых уведомлениях. Каждый налогоплательщик указывает свой ИНН в подаваемых в налоговый орган декларации, отчете, заявлении или ином документе, а также в иных случаях. ИНН присваивается налогоплательщику при постановке его на учет в налоговом органе по месту нахождения организации или месту жительства физического лица. Присвоенный ИНН подтверждается, в том числе перед третьими лицами, выдаваемым плательщику свидетельством о постановке на учет в налоговом органе.

Реестр ведется в порядке, предусмотренном Правительством РФ. ЕГРН ¾ это перечень налогоплательщиков и иные сведения о них, поступающие в налоговые органы. НК РФ определены обязанности плательщиков и регистрирующих органов по представлению сведений, включая персональные данные физических лиц, для постановки плательщиков на учет. Установлено также, что ЕГРН ведется на основе данных учета плательщиков.

Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. № 110 утвержден Перечень представляемой в обязательном порядке информации для ведения Реестра, а также порядок предоставления информации из Реестра органам государственной власти, гражданам и организациям.

За ФНС России закреплено право в установленных законом пределах определять состав сведений о налогоплательщиках, включаемых в ЕГРН: сведения об обозначении налогоплательщика (ИНН), его взаимосвязях с другими налогоплательщиками, а также соответствующих обстоятельствах места, времени, причин и действий при постановке на налоговый учет данного лица, позволяющих отличить его от других лиц для целей налогового контроля.

Предусмотрено информирование граждан через средства массовой информации о признанных недействительными ИНН, а также признанных недействительными свидетельствах о постановке на учет в налоговых органах.

Налоговые агенты. Не всегда налогоплательщик сам исчисляет и уплачивает налоги. В случаях, определенных НК РФ, обязанности по исчислению, удержанию у плательщика и перечислению в бюджет (внебюджетный фонд) налогов возложены на иных лиц, которые на этом основании приобретают статус налоговых агентов. Ими могут быть российские организации, постоянные представительства иностранных организаций, физические лица ¾ индивидуальные предприниматели, частные нотариусы и другие лица, занимающиеся частной практикой, нанимающие работников. Предметом действий налогового агента может быть только налог, но не сбор.

Агентские функции осуществляются одним лицом в интересах и по поручению другого лица или в силу закона. Основными признаками этих функций являются:

· наличие двух обязательных субъектов ¾ лица, в пользу которого выполняются определенные действия, и лица, выполняющего такие действия. В установленных ситуациях обязанность агента действовать в чужом интересе может вытекать из требований закона;

· действие агента в чужих интересах;

· в результате действий агента права и обязанности могут возникать либо у него, либо у лица, в интересах которого агент действует.

Лиц, выполняющих агентские функции, можно объединить в две группы:

· лица, содействующие уплате и поступлению налогов и сборов в бюджет:

- налоговые агенты,

- сборщики налогов,

- представители налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов;

· лица, содействующие налоговому администрированию:

- банки,

- органы регистрации.

Впрочем, такая классификация является достаточно условной. Так, банки выполняют полномочия, которые позволяют отнести банки и к первой, и ко второй группам.

Возникновение обязанностей налогового агента определяется в законодательном порядке по каждому виду налога. Налоговый платеж удерживается из причитающихся налогоплательщику денежных средств и производится независимо от его волеизъявления. В настоящее время налоговые агенты исчисляют такие налоги: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций и НДС.

Обязанности налогового агента у организации или физического лица могут возникать главным образом в следующих случаях:

· организации и физические лица нанимают работников, а значит, обязаны исчислять, удерживать и перечислять в бюджет налог на доходы физических лиц;

· российские организации при выплате доходов иностранной организации, не имеющей постоянных представительств и получающей доходы на территории Российской Федерации, уплачивают налог на прибыль и НДС;

· российские организации выплачивают дивиденды своим акционерам и участникам и поэтому исчисляют, удерживают и перечисляют в бюджет налог на такие доходы;

· российские организации и предприниматели приобретают в Российской Федерации товары у иностранных лиц, не состоящих на налоговом учете в России. Расплачиваясь за эти товары, российские лица удерживают исчисленный агентами НДС;

· арендаторы федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества, а также органы, организации и предприниматели, реализующие конфискованное имущество, бесхозяйные ценности, клады и скупленные ценности, ценности, перешедшие государству по праву наследования, перечисляют оплату соответствующим государственным и муниципальным органам за вычетом исчисленных сумм НДС.

Налоговые агенты, как правило, имеют те же права, что и налогоплательщики.

Агенты обязаны:

· правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых плательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги;

· сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у плательщика и о сумме его задолженности;

· вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому плательщику;

· представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz