Суббота, 27.04.2024
Налоги и налогообложение
Меню сайта
Форма входа
...
...
Block title
Block content

Налоги в системе современной рыночной экономики. Налоговое бремя. Принципы налогообложения. Функции налогов

Налоги в системе современной рыночной экономики. Налоги - неотъемлемый элемент современной рыночной экономики. Историческая эволюция объективно привела к формированию двух моделей рыночной экономики, характеризующихся следующими свойствами (табл. 1.2).

Таблица 1.2

Модели рыночной экономики

Иными словами, любая современная система налогообложения может быть сведена к одной из следующих моделей:

· имеющей общий высокий уровень обложения в сочетании с системой широких социальных выплат;

· имеющей невысокий уровень обложения при сдержанной политике социального обеспечения.

В российской экономике возродились рыночные отношения, развиваются либерально-рыночные тенденции, но этот процесс пока не сопровождается снижением налогового бремени. На таком основании можно утверждать, что в России в настоящее время сложилась некая смешанная рыночная модель, сочетающая элементы двух указанных моделей.

Налоговое бремя. Выбор той или иной модели рынка определяет налоговую емкость (налоговое бремя) производства. Либеральная модель позволяет государству взимать минимум налогов, а социально ориентированная - предполагает высокие налоговые ставки, широкий круг плательщиков, незначительные льготы.

Налоговое бремя может исчисляться для экономики страны в целом и для конкретных плательщиков. Налоговое бремя на макроуровне рассчитывается как отношение общей суммы взимаемых налогов к величине совокупного национального продукта и показывает, какая часть произведенного общественного продукта перераспределяется в результате действия бюджетных механизмов. В экономически развитых странах с социально ориентированной экономикой среднее значение налогового бремени составляет 40-45%. В России этот показатель несколько выше: с учетом поступлений во внебюджетные фонды он равен примерно 48%.

Для конкретного плательщика налоговое бремя показывает долю совокупного дохода этого лица, которая отчуждается в бюджет. Практически берется отношение суммы всех начисленных налогов и налоговых платежей к объему реализации. Показатель налогового бремени зависит от вида деятельности плательщика. Так, в организациях, занимающихся производством вин и ликеро-водочных изделий, данный показатель достигает 50%, так как в цене этой продукции велика доля акцизов, сельскохозяйственные же организации, на которых распространяются многие налоговые льготы, несут налоговое бремя, не достигающее и 10%.

От величины налогового бремени зависит объем изымаемых в бюджет средств. Но связь этих двух показателей не является ни прямой, ни обратной, а носит сложный характер и описывается так называемой кривой Лаффера (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Кривая Лаффера (форма I)

Американский экономист Артур Лаффер описал связь между ставками налогов и объемом налоговых поступлений в государственный бюджет. По мере роста ставки (Т) от нуля до 100% налоговые поступления (Д) увеличиваются от нуля до определенного максимального уровня, а затем снижаются до нуля. Налоговые поступления уменьшаются начиная с превышения ставки некоторого значения, поскольку более высокие ставки налога сдерживают активность хозяйствующих субъектов, соответственно налоговая база (на макроуровне - национальный продукт и доход) сокращается. Так, налоговые поступления при ставке 100% сокращаются до нуля, ибо подобная ставка налога фактически имеет конфискационный характер и останавливает всякую производственную деятельность плательщиков. В свою очередь 100%-ный налог, приложенный к налоговой базе, равной нулю, дает нулевой налоговый доход.

Если экономика находится в точке А (см. рис. 1.1), снижение ставок налога совместимо с сохранением устойчивых налоговых поступлений. При переходе от точки А к точке В, т. е. при значительном снижении налоговой ставки, в бюджет будет поступать тот же объем средств. Отсюда вывод: более низкие ставки налогов создают стимулы к работе, сбережениям и инвестициям, инновациям, деловым рискам. В результате создаются предпосылки расширенного воспроизводства национального продукта и национального дохода. Расширившаяся налоговая база сможет поддержать налоговые поступления на прежнем уровне, даже если ставки налога снизятся.

Параметры кривой Лаффера носят эмпирический характер. Это означает, что на практике сложно ответить на вопрос, при какой конкретной ставке налога начинается снижение налоговых поступлений в бюджет.

Кривая Лаффера может быть представлена и в иной форме, показывающей, как развивается предпринимательская деятельность при превышении определенного значения налоговых ставок, т. е. при нарушении принципа соразмерности обложения (рис. 1.2). При увеличении налоговых ставок (в начале кривой) побудительные мотивы хозяйствующих субъектов и населения серьезно не затрагиваются, и заинтересованность в легальных доходах, а также общий объем производства сокращаются медленнее, чем возрастает ставка. Поскольку уменьшение облагаемой базы происходит медленнее, чем увеличение ставки, доходы бюджета возрастают.


Рис. 1.2. Кривая Лаффера (форма II)

Однако как только ставка достигает некоторого уровня, дальнейший рост ставок налога ведет к заметному сокращению чистого дохода плательщика. Начинается спад хозяйственной активности. Уклонение от налогов приобретает массовый характер. Предпринимательская деятельность перемещается из легальной сферы в теневую. Несмотря на рост налоговых ставок, бюджетные доходы уменьшаются, поскольку сокращается реальная облагаемая база.

Экономическая сущность налогов заключается в изъятии государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта (ВВП) в виде обязательного взноса.

Всеобщим исходным источником налоговых отчислений, сборов, пошлин и других платежей независимо от объекта обложения является ВВП, который образует первичные денежные доходы участников общественного производства и государства: оплату труда работников, прибыль организаций и централизованный доход государства.

Распределение ВВП проходит в две стадии:

· вначале образуются первичные денежные доходы;

· затем денежные доходы участников общественного производства распределяются в пользу государства: работники платят налог на доходы физических лиц в бюджет, организации - налог на прибыль и другие налоги.

Принципы налогообложения. Налогообложение в любом цивилизованном государстве должно базироваться на определенных принципах ¾ основополагающих идеях и положениях, существующих в налоговой сфере. Эти принципы во все времена были предметом особого внимания со стороны общества, так как от них во многом зависело социально-экономическое благополучие населения.

Основоположник классической политической экономии шотландский философ и экономист Адам Смит (1723-1790) в своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) сформулировал четыре принципа, актуальных и в настоящее время.

1. Принцип справедливости, утверждающий всеобщность обложения и равномерность распределения налогов между гражданами (равная обязанность граждан платить налоги) соразмерно их доходам (соответственно их доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства). Этот принцип означает, что налоги должны взиматься с учетом возможностей плательщика, который обязан принимать участие в финансировании соответствующей части расходов государства. Государственные налоги и расходы должны влиять на распределение доходов. Налоговое бремя возлагается на одних лиц, привилегии предоставляются другим.

В настоящее время для наглядного представления степени неравенства доходов используется так называемая кривая Лоренца (рис. 1.3).

Рис. 1.3. Кривая Лоренца

Абсолютно равномерное распределение доходов (абсолютное равенство) представлено на этой схеме биссектрисой 0СА, которая указывает на то, что любой данный процент семейных хозяйств получает соответствующий процент дохода: на 20% хозяйств приходится 20% доходов, на 40% хозяйств - 40% доходов и т. д. Область между линией, обозначающей абсолютное равенство, и кривой Лоренца (0ЕА) отражает степень неравенства доходов. Чем шире эта область, тем больше степень неравенства. Если бы фактическое распределение доходов было абсолютно равным, кривая Лоренца и биссектриса совпали и разрыв исчез. Напротив, на кривой 0ВА показана ситуация абсолютного неравенства: 1% хозяйств имеют 100% доходов, в то время как другие хозяйства не получают никакого дохода.

Применительно к анализу налогообложения, используя кривую Лоренца, можно прийти к заключению, что прогрессивные налоги уменьшают неравенство: они делают распределение посленалоговых (после вычета налогов) доходов (0) более равномерным по сравнению с распределением предналоговых (до вычета налогов) доходов (0ЕА). Из этого следует вывод: прогрессивное обложение более справедливо, поскольку обеспечивает большее равенство плательщиков.

Основные правила, обеспечивающие справедливость современной налоговой системы, таковы:

· один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за установленный период;

· обязательна регистрация всех субъектов обложения в контролирующих органах;

· льготы по всем налогам применяются только в соответствии с законодательством;

· запрещается предоставление льгот отдельным плательщикам;

· санкции за нарушение налогового законодательства взыскиваются с плательщиков в бесспорном порядке;

· для обложения нерезидентов и доходов резидентов за рубежом применяются международные соглашения о налогообложении.

2. Принцип определенности, согласно которому сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны плательщику. Это устойчивость основных видов налогов и налоговых ставок в течение ряда лет. В то же время налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к изменяющимся социально-экономическим условиям.

Об определенности налогообложения свидетельствует стабильность законодательства о налогах и сборах. Конечно, налоговые реформы идут непрерывно, но они, как правило, затрагивают отдельные налоги и сборы. Общая же часть НК РФ не может меняться часто. Поэтому в целях обеспечения стабильности налоговой системы установлено, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Федеральные законы, вносящие изменения в НК РФ в части установления новых налогов и сборов, а также законодательные акты о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

3. Принцип удобности предполагает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые наиболее удобны для плательщика. Система и процедура выплаты налогов должны быть понятными и удобными для плательщиков.

4. Принцип экономии, т. е. сокращение издержек взимания налога, рационализация системы налогообложения. Суммы сборов по каждому конкретному налогу должны в соответствии с рассматриваемым принципом существенно превышать затраты на его сбор и обслуживание.

Наш соотечественник Н. И. Тургенев (1789-1871) в работе «Опыт теории налогов» (1818 г.) писал, что подданные государства должны давать средства к достижению цели общества или государства каждый по возможности и соразмерно своему доходу по заранее установленным правилам (сроки платежа, способ взимания), удобным для плательщика.

Немецкий экономист Адольф Вагнер (1835-1917) в конце XIX в. концептуально дополнил принципы А. Смита. Смит считал налоги источником покрытия непроизводительных затрат государства и потому защищал права плательщиков. Вагнер же руководствовался теорией коллективных потребностей и первостепенное значение придавал финансовым принципам достаточности и эластичности обложения. Принципы налогообложения стали представлять собой систему, которая учитывала интересы и плательщиков, и государства с приоритетом последнего. Таким образом, финансовая наука поставила вопрос о сбалансированности финансовых интересов государства и плательщиков.

Адольф Вагнер предлагал девять основных правил, объединенных в четыре группы.

I. Финансовые принципы организации обложения:

1) достаточность обложения;

2) эластичность (подвижность) обложения.

II. Народнохозяйственные принципы:

3) надлежащий выбор источника обложения, в частности, решение вопроса, должен ли налог падать на доход или капитал отдельного лица либо населения в целом;

4) правильное объединение различных налогов в такую систему, которая считалась бы с последствиями и условиями их переложения.

III. Этические принципы, принципы справедливости:

5) всеобщность обложения;

6) равномерность обложения.

IV. Административно-технические правила, или принципы, налогового управления:

7) определенность обложения;

8) удобство уплаты налога;

9) максимальное уменьшение издержек взимания.

К совершенствованию формулировок принципов налогообложения возвращаются и современные ученые. Так, немецкий экономист X. Халлер считает, что налоговая система достигает эффективности при соблюдении следующих условий:

· обложение должно быть построено так, чтобы затраты государства при его осуществлении были настолько низки, насколько это возможно (принцип дешевизны обложения);

· налоги должны взиматься так, чтобы затраты плательщика, связанные с процедурой выплаты, были минимальны (принцип дешевизны уплаты налогов);

· уплата налогов должна быть как можно менее ощутимым бременем для плательщика, чтобы не ущемлять его предпринимательскую активность (принцип ограничения бремени налогов);

· обложение не должно быть помехой ни для «внутренней» рациональной организации производства, ни для его ориентации на структуру потребностей, т. е. «внешней» рациональности (принцип рациональности);

· процесс обложения должен быть организован так, чтобы он в наибольшей степени мог способствовать (через накопление денежных ресурсов) реализации политики конъюнктуры и занятости (конъюнктурная эффективность);

· процесс обложения должен влиять на распределение доходов с целью придания ему большей справедливости (эффективность распределения);

· в процессе определения налоговой платежеспособности частных лиц и уточнения расчетов с ними следует минимально требовать предъявления сведений, затрагивающих личную жизнь граждан (уважение к частной сфере);

· нужно добиваться того, чтобы комбинация налогов образовывала единую систему, в которой каждый налог имеет свою конкретную цель. При этом нельзя допускать ни взаимного перехлеста налогов, ни наличия «люфтов» между ними (внутренняя замкнутость).

Сущность налогообложения состоит в законном ограничении права собственности. Государство, несомненно, вправе изымать часть собственности у плательщика для формирования централизованных фондов денежных средств и соответственно для реализации публичных задач и функций. Однако возникает вопрос о масштабах налогового бремени. Какую часть собственности государство вправе изъять у плательщика, чтобы это было законно и справедливо? Очевидно, здесь должен достигаться эффективный баланс публичных и частных интересов.

Функции налогов - это проявление сущности налогов, способ выражения их свойств. Функции налогов показывают, каким образом реализуется их общественное назначение как инструмента распределения и перераспределения государственных доходов.

Выделяют четыре функции налогов: фискальная, распределительная, регулирующая и контрольная.

Фискальная функция - собственно изъятие средств налогоплательщиков в бюджет. Это основная функция налогообложения. Именно посредством фиска выполняется предназначение налогов по наполнению государственного бюджета для выполнения общегосударственных и целевых государственных программ. С помощью фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов ¾ формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для оборонных, социальных, природоохранных и других функций.

Распределительная функция налогов выражает их сущность как особого централизованного инструмента распределительных отношений. Распределительная функция иначе называется социальной, поскольку состоит в перераспределении общественных доходов между разными категориями граждан: от состоятельных к неимущим, что обеспечивает в конечном счете гарантию социальной стабильности общества. Социальные функции выполняют, в частности, акцизы, устанавливаемые на отдельные виды товаров. Ту же цель преследует механизм прогрессивного налогообложения, связанный с возрастанием налоговых ставок по мере роста величины доходов плательщика.

Регулирующая функция налогов стала осуществляться с тех пор, как государство начало активно участвовать в организации хозяйственной жизни страны. Эта функция направлена на достижение определенных целей государства посредством налогового механизма. Налоговое регулирование выполняет три подфункции:

· стимулирующая подфункция направлена на развитие определенных социально-экономических процессов; реализуется через систему льгот, исключений, преференций (предпочтений);

· дестимулирующая подфункция препятствует развитию определенных социально-экономических процессов путем увеличения налогового бремени. Как правило, действие этой подфункции связано с установлением повышенных ставок налогов. Следует, однако, помнить, что налоговые отношения, как и всякие другие экономические отношения, должны воспроизводиться. Налоги должны взиматься и сегодня, и завтра, поэтому, эксплуатируя дестимулирующую подфункцию, нельзя допустить подрыва основы налогообложения, а тем более ликвидации источника налога. В противном случае в дальнейшем налоги не из чего будет взимать;

· подфункция воспроизводственного назначения реализуется с помощью установления платежей, например за пользование природными ресурсами. Эти налоги имеют четкую отраслевую принадлежность и предназначены для привлечения средств, используемых в дальнейшем на воспроизводство (восстановление) эксплуатируемых ресурсов.

<P class="MsoNormal" style="margin-bottom:0cm;margin-bottom:.0001pt;text-align: justify;text-indent:1.0cm;line-heigh
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz