Общие положения
Налоговое
право базируется на ряде принципов, одним из которых является принцип
обязательности элементов налогообложения.
Этот принцип сводится к тому, что при установлении налогов должны быть
определены все элементы
налогообложения. Отсутствие в законе корректно определенных обязательных
элементов налога означает, что данный налог нельзя считать установленным, его
можно не платить, в крайнем случае все возникающие юридические коллизии
плательщик вправе трактовать в свою пользу. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким
образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке
он должен платить.
Налог
считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения,
а именно:
· объект
налогообложения;
· налоговая база;
· налоговый период;
· налоговая ставка;
· порядок исчисления
налога;
· порядок и сроки
уплаты налога.
В
необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и
сборах могут также предусматриваться налоговые
льготы и основания их использования плательщиком. При
установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения
применительно к конкретным сборам.
При
установлении специальных налоговых режимов элементы налогообложения, а также
налоговые льготы определяются в особом порядке, предусмотренном НК РФ. Напомним, что к специальным
налоговым режимам относятся:
· система налогообложения для сельскохозяйственных
товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
· упрощенная система налогообложения;
· система налогообложения в виде единого налога на
вмененный доход для отдельных видов деятельности;
· система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
Между
элементами налогообложения существуют определенная связь и взаимозависимость.
Каждый элемент налогообложения имеет свое содержание и назначение.
Установление
в законе такого элемента налогообложения, как «налогоплательщик», необходимо
для ответа на вопрос: кто потенциально должен платить налог? Элемент «объект
налогообложения» указывает на обстоятельства, которые должны возникнуть, чтобы
у потенциального плательщика возникла фактическая обязанность уплачивать налог.
Так, все физические лица
являются потенциальными плательщиками налога
с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения.
Однако налог обязаны уплачивать лишь те из них, кто выступает дарителем или в
пользу кого открывается наследство. Элемент «налоговая база» служит для
количественной оценки предмета налогообложения и представляет собой его
стоимостную, физическую или иную характеристику. База по конкретному налогу
исчисляется в определенной для этого налога единице измерения, и на каждую из
этих единиц устанавливаются начисления ¾ следующий элемент налогообложения «налоговая ставка». То есть дается ответ
на вопрос: какая доля каждой единицы, в совокупности составляющих базу,
удерживается у плательщика и перечисляется в бюджет?
Налоговая ставка применяется именно к налоговой базе, а не к предмету
налогообложения. Элемент «порядок исчисления налога» необходим, в частности,
для того, чтобы определить, кто ¾ налогоплательщик, налоговый агент
(источник выплаты дохода) или налоговый орган ¾ обязан исчислить
величину налога. Наконец, элемент «порядок и сроки уплаты налога» обязателен,
поскольку в противном случае плательщики будут уплачивать налоги в произвольные
сроки, что подорвет ресурсную базу финансовой системы государства.
Из
сказанного следует вывод: отсутствие в законе хотя бы одного из основных
элементов налогообложения парализует весь процесс взимания налогов. Как уже
говорилось, установление налога означает определение налогоплательщиков и всех
элементов налогообложения. Определение только части элементов налогообложения
не означает установления налога. Следовательно, актом, вводящим налог, будет
тот, в котором будет закреплен последний из необходимых элементов
налогообложения.
Определение
элементов налогообложения законом призвано создать дополнительные гарантии от
внезапных изменений этих элементов в силу присущих закону таких качеств, как
определенность, стабильность, а также особой процедуры принятия.
В
дальнейшем при рассмотрении налогов мы будем придерживаться единой схемы, а
именно изучать налоги в последовательности поименованных элементов
налогообложения.
Налогообложение
¾ это
процесс, который определенным образом структурирован во времени. Он состоит из
нескольких этапов, на каждом из которых ставятся и решаются конкретные задачи.
Только после решения предыдущей задачи можно переходить к следующему этапу налогообложения.
Согласно
НК РФ налоговый закон должен быть сформулирован таким образом, чтобы каждый
налогоплательщик точно знал ответы на три вопроса: какие налоги (сборы), когда
и в каком порядке он должен платить? Но практика налогообложения показывает:
для того чтобы нормализовать процесс налогообложения, сделать его корректным
(исключающим произвольное толкование норм законодательства при возникновении
конкретных хозяйственных ситуаций), устранить конфликты между плательщиками и
налоговыми (таможенными) органами, следует ответить на гораздо большее число
вопросов (табл. 3.1).
Таблица 3.1
Этапы
налогообложения
Охарактеризуем
элементы налога, а также другие понятия, наиболее часто встречающиеся при
изучении данного курса.
Следует
иметь в виду, что значение термина, нормативно установленное для одной отрасли
права, нельзя без достаточных на то оснований применять в других отраслях.
Статьей 11 НК РФ закреплено, что институты, понятия и термины гражданского,
семейного и других отраслей законодательства, используемые в НК РФ, применяются
в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если
иное не предусмотрено Кодексом. Так, термины «залог»,
«поручительство», «валюта», «договор»,
«имущество» и многие другие
используются при налогообложении в их гражданско-правовом значении.
В тех
же случаях, когда термины, применяемые и в налоговом, и в иных отраслях права,
трактуются по-разному, используют дефиницию налогового законодательства.
Например, организация и
обособленное подразделение определены в НК РФ иначе, чем в ГК РФ. Пеня в ГК РФ
рассматривается как мера ответственности, взыскиваемая в судебном порядке с
обязательным учетом принципа: за одно и то же нарушение не может применяться
двойная ответственность (ст. 330). В налоговом же праве пеня ¾ это не штрафная
санкция, а мера обеспечительного (восстановительного) характера, взыскиваемая
налоговыми органами в бесспорном порядке при одновременном взыскании недоимки
(ст. 75 НК РФ), причем это не препятствует удержанию с плательщика штрафа. В
этом случае применяются не две санкции, а санкция и мера обеспечения.
В
статье 2 ГК РФ сформулирован важнейший принцип: к имущественным отношениям,
основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны
другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным
отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не
предусмотрено законодательством. Этот принцип исключает применение по аналогии
норм гражданского законодательства к налоговым правоотношениям.
|