Акциз как косвенный налог
Акцизы - это вид косвенного или дополнительного налога на товары, включаемого в цену. Акцизы устанавливаются с целью недопущения получения от производства высокорентабельной продукции сверхприбыли, не обусловленной эффективностью деятельности производителя, и создания примерно одинаковых экономических условий хозяйственной деятельности для всех организаций и индивидуальных предпринимателей.
Предположим, что реализуются подакцизные товары по свободным отпускным ценам. Расчету суммы акциза предшествует определение отпускных цен. Если оптовая цена изделия, включающая в себя фактическую себестоимость (5120 руб.) и прибыль (1280 руб.), составляет 6400 руб., а адвалорная ставка акциза по отношению к отпускной (но не к оптовой) цене - 20%, то оптовая цена составляет 80% (100% - 20%) отпускной цены.
Следовательно, отпускная цена равна 8000 руб. .
Отсюда можно определить сумму акциза в отпускной цене:
(сумма акциза) или, что то же: 8000 руб. (отпускная цена) - 6400 руб. (оптовая цена) = 1600 руб. (сумма акциза).
По-иному определяется сумма акциза в том случае, когда товары и продаются по розничной (отпускной) цене. На основе этой цены сначала следует определить отпускную цену, по отношению к которой установлена ставка акциза, а затем уже его сумму. Допустим, что розничная цена подакцизного товара составляет 9000 руб. Эта цена включает в себя торговую наценку (6,5%), НДС и акциз. Определим сначала сумму торговой наценки: Затем найдем сумму НДС в торговой наценке (для розничной торговли исходя из расчетной ставки 15,25%): Отпускная цена равна розничной цене за вычетом торговой наценки с учетом НДС: 9000 руб. - 585 руб. = 8415 руб. Пусть ставка акциза установлена на уровне 40%, тогда сумма акциза составит 3366 руб. (8415 руб. ´ 0,4).
Можно показать, что если бы из цены реализации не был вычтен акциз, то рентабельность у производителя была бы завышена. Действительно, в первом примере:
· при наличии акциза рентабельность составляет
· при отсутствии акциза рентабельность составила бы
где 2880 руб. - это не прибыль, а общий доход организации, равный: 8000 руб. (отпускная цена) - 5120 руб. (себестоимость), или 1600 руб. (акциз) + 1280 руб. (прибыль).
Как видно, при отсутствии акциза уровень рентабельности существенно возрастает. Такая рентабельность отражает не увеличившуюся эффективность производства, а специфические условия реализации товара. После изъятия акцизов организация, выпускающая данный подакцизный товар, оказалась в примерно равных экономических условиях со всеми остальными организациями. Государство изымает сверхприбыль лишь в той мере, в какой обеспечивается возможность финансирования расширенного производства в организации, выпускающей подакцизную продукцию.
Акцизы устанавливаются и на импортные товары с целью защиты национального потребительского рынка.
В предыдущей главе был рассмотрен НДС как косвенный налог. Следует отметить специфические черты, присущие акцизам и отличающие их от НДС:
· акцизами облагается реализация только товаров, перечень которых ограничен несколькими наименованиями. Иными словами, акцизами не облагаются работы и услуги, являющиеся объектом обложения НДС;
· если НДС возникает и уплачивается на всех стадиях производства и обращения товаров, то акцизы - только в сфере производства. Исключением из этого правила являются акцизы по товарам, ввозимым на территорию России, поскольку плательщиками акцизов в этом случае являются организации, закупившие подакцизные товары, в том числе для их дальнейшей перепродажи.
Посредством акцизов в бюджет изымается часть стоимости (цены) товара, которая не обусловлена ни эффективностью его производства, ни потребительскими свойствами, а является следствием особых условий его производства и продажи. Если бы эта часть цены не изымалась в бюджет, то организации - изготовители данной продукции получали бы незаслуженно высокую прибыль и были бы поставлены в неравные, предпочтительные по сравнению с другими организациями условия. Так, розничные цены на винно-водочные изделия установлены на таком уровне, что если бы не было акциза, то рентабельность предприятий-изготовителей измерялась бы сотнями процентов. Это относится к табачным и другим подакцизным товарам.
Акциз в узком значении - это так называемый выборочный акциз, который распространяется на определенный перечень товаров массового спроса (соль, сахар, спички) и предметов роскоши. Размер акциза по многим видам товаров достигает 1/2, а иногда - 2/3 их цены.
В последние десятилетия список товаров, которые облагаются выборочными акцизами, в экономически развитых странах существенно расширился. В него стали включаться автомобили, холодильники, парфюмерные изделия, энергоносители (бензин, керосин, газ). Акцизами облагаются и услуги массового спроса: телефон, показ кинофильмов, страхование, транспортные перевозки и т. п. Например, в Германии в настоящее время насчитывается 20 выборочных акцизов, в Японии - более 600.
Акциз в широком значении - это универсальный косвенный налог, который имеет общие характеристики с НДС.
Акцизы в современной России были введены Законом РФ от 6 декабря 1991 г. № 1993-1 «Об акцизах». В настоящее время основополагающим документом, которым регулируется порядок акцизного обложения, является глава 22 части второй НК РФ.