Общие положения
Налоговое право базируется на ряде принципов, одним из которых является принцип обязательности элементов налогообложения. Этот принцип сводится к тому, что при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Отсутствие в законе корректно определенных обязательных элементов налога означает, что данный налог нельзя считать установленным, его можно не платить, в крайнем случае все возникающие юридические коллизии плательщик вправе трактовать в свою пользу. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:
· объект налогообложения;
· налоговая база;
· налоговый период;
· налоговая ставка;
· порядок исчисления налога;
· порядок и сроки уплаты налога.
В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания их использования плательщиком. При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.
При установлении специальных налоговых режимов элементы налогообложения, а также налоговые льготы определяются в особом порядке, предусмотренном НК РФ. Напомним, что к специальным налоговым режимам относятся:
· система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
· упрощенная система налогообложения;
· система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
· система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
Между элементами налогообложения существуют определенная связь и взаимозависимость. Каждый элемент налогообложения имеет свое содержание и назначение.
Установление в законе такого элемента налогообложения, как «налогоплательщик», необходимо для ответа на вопрос: кто потенциально должен платить налог? Элемент «объект налогообложения» указывает на обстоятельства, которые должны возникнуть, чтобы у потенциального плательщика возникла фактическая обязанность уплачивать налог. Так, все физические лица являются потенциальными плательщиками налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения. Однако налог обязаны уплачивать лишь те из них, кто выступает дарителем или в пользу кого открывается наследство. Элемент «налоговая база» служит для количественной оценки предмета налогообложения и представляет собой его стоимостную, физическую или иную характеристику. База по конкретному налогу исчисляется в определенной для этого налога единице измерения, и на каждую из этих единиц устанавливаются начисления ¾ следующий элемент налогообложения «налоговая ставка». То есть дается ответ на вопрос: какая доля каждой единицы, в совокупности составляющих базу, удерживается у плательщика и перечисляется в бюджет? Налоговая ставка применяется именно к налоговой базе, а не к предмету налогообложения. Элемент «порядок исчисления налога» необходим, в частности, для того, чтобы определить, кто ¾ налогоплательщик, налоговый агент (источник выплаты дохода) или налоговый орган ¾ обязан исчислить величину налога. Наконец, элемент «порядок и сроки уплаты налога» обязателен, поскольку в противном случае плательщики будут уплачивать налоги в произвольные сроки, что подорвет ресурсную базу финансовой системы государства.
Из сказанного следует вывод: отсутствие в законе хотя бы одного из основных элементов налогообложения парализует весь процесс взимания налогов. Как уже говорилось, установление налога означает определение налогоплательщиков и всех элементов налогообложения. Определение только части элементов налогообложения не означает установления налога. Следовательно, актом, вводящим налог, будет тот, в котором будет закреплен последний из необходимых элементов налогообложения.
Определение элементов налогообложения законом призвано создать дополнительные гарантии от внезапных изменений этих элементов в силу присущих закону таких качеств, как определенность, стабильность, а также особой процедуры принятия.
В дальнейшем при рассмотрении налогов мы будем придерживаться единой схемы, а именно изучать налоги в последовательности поименованных элементов налогообложения.
Налогообложение ¾ это процесс, который определенным образом структурирован во времени. Он состоит из нескольких этапов, на каждом из которых ставятся и решаются конкретные задачи. Только после решения предыдущей задачи можно переходить к следующему этапу налогообложения.
Согласно НК РФ налоговый закон должен быть сформулирован таким образом, чтобы каждый налогоплательщик точно знал ответы на три вопроса: какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить? Но практика налогообложения показывает: для того чтобы нормализовать процесс налогообложения, сделать его корректным (исключающим произвольное толкование норм законодательства при возникновении конкретных хозяйственных ситуаций), устранить конфликты между плательщиками и налоговыми (таможенными) органами, следует ответить на гораздо большее число вопросов (табл. 3.1).
Таблица 3.1
Этапы налогообложения
Охарактеризуем элементы налога, а также другие понятия, наиболее часто встречающиеся при изучении данного курса.
Следует иметь в виду, что значение термина, нормативно установленное для одной отрасли права, нельзя без достаточных на то оснований применять в других отраслях. Статьей 11 НК РФ закреплено, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом. Так, термины «залог», «поручительство», «валюта», «договор», «имущество» и многие другие используются при налогообложении в их гражданско-правовом значении.
В тех же случаях, когда термины, применяемые и в налоговом, и в иных отраслях права, трактуются по-разному, используют дефиницию налогового законодательства. Например, организация и обособленное подразделение определены в НК РФ иначе, чем в ГК РФ. Пеня в ГК РФ рассматривается как мера ответственности, взыскиваемая в судебном порядке с обязательным учетом принципа: за одно и то же нарушение не может применяться двойная ответственность (ст. 330). В налоговом же праве пеня ¾ это не штрафная санкция, а мера обеспечительного (восстановительного) характера, взыскиваемая налоговыми органами в бесспорном порядке при одновременном взыскании недоимки (ст. 75 НК РФ), причем это не препятствует удержанию с плательщика штрафа. В этом случае применяются не две санкции, а санкция и мера обеспечения.
В статье 2 ГК РФ сформулирован важнейший принцип: к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством. Этот принцип исключает применение по аналогии норм гражданского законодательства к налоговым правоотношениям.