Социально-экономическая сущность налогов. Налоги в системе современной рыночной экономики. Налоговое бремя. Принципы налогообложения. Функции налогов
Социально-экономическая сущность налогов. Непременным атрибутом любого государства во все времена являются налоги. В той или иной форме они в качестве экономической и правовой категории появились со времени возникновения первых государств. История налогов насчитывает тысячелетия. Полагают, что одним из первых регулярных денежных налогов был трибут - поголовный налог на всех граждан Римской империи во II веке до н. э. Еще средневековый философ Ф. Аквинский называл налоги дозволенной формой грабежа и даже формой грабежа без греха, если собранные средства употребляются на всеобщее благо.
Отчуждение у населения части созданного им продукта в пользу государства вызывалось объективной необходимостью создания материальной базы для содержания государственного аппарата и осуществления государством своих функций.
Налог - это платеж, связанный с переходом права собственности от частного субъекта к публичному. Плательщик налога расстается со своим имуществом и лишается права собственности на него. Неуплата налогов, как и любое правонарушение, влечет за собой наложение санкции. Неплательщик налогов должен претерпеть неблагоприятные имущественные последствия. В настоящее время назвать налог принудительным платежом довольно сложно, поскольку обязанность уплатить налоги возлагается только при наличии определенных условий, которые зависят от воли частного субъекта. Так, обязанность по уплате налога на прибыль возникает только при условии занятия соответствующей деятельностью, что обусловлено волей субъекта.
Обязанность платить налоги распространяется на всех плательщиков в качестве безусловного требования государства. Плательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в бюджет, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, поскольку иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Налог является ограничением прав и свобод гражданина, которое вводится только федеральным законом. Налог вправе установить только орган власти, обладающий законодательными полномочиями.
При анализе юридической природы фискального платежа следует исходить из его сущности, а не из его названия. Так, Конституционный Суд РФ в Постановлении от 24 февраля 1998 г. подтвердил налоговый характер взносов во внебюджетные фонды, указав, что признаки страховых взносов не позволяют отграничить их от налогов и сборов. Уплатой страховых взносов обеспечиваются не только частные интересы застрахованных, но и публичные интересы, связанные с реализацией принципа социальной солидарности поколений.
К сожалению, с 1 января 2005 г. из налоговой системы России была изъята таможенная пошлина, ранее рассматриваемая как федеральный налог. Представляется, что нынешнее отнесение этой пошлины в число неналоговых доходов бюджета есть не что иное, как откровенный волюнтаризм ряда высокопоставленных чиновников, которые посчитали, что в рамках административной реформы можно делать все. Далее в настоящем учебном пособии будет показано, что таможенная пошлина обладает всеми признаками налога, а потому никак не может быть истолкована иначе как налог. Совершенно несостоятельны аргументы, что эта пошлина имеет характерные особенности, отличающие ее от других налогов. Не менее характерными особенностями обладают, например, акцизы; на этом основании и их можно было бы вывести из налоговой системы.
Понятия «налог» и «сбор» до принятия части первой Налогового кодекса Российской Федерации не были разделены. В НК РФ такое разделение осуществлено; здесь содержатся законодательные (как говорят, легальные) определения понятий и налога, и сбора (табл. 1.1).
Таблица 1.1
Определения налога и сбора
Большинство платежей, уплачиваемых лицами во взаимоотношениях с органами власти, связано с выполнением этими органами ряда своих функций на платной основе. Поэтому необходимо отличать налоги и сборы от платежей, идущих на оплату выполненных работ (услуг) и не являющихся по юридической природе налоговыми платежами.
Некоторые платежи, определенные как налоги, по существу, являются сборами. В то же время платежи, определенные как сборы, иногда не подпадают под действие ст. 8 НК РФ (к таким платежам до недавнего времени относились сбор на нужды образовательных учреждений, целевые сборы на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели).
Субъекты налоговых отношений обладают разной юридической силой, эти отношения регулируются императивными нормами. Один из субъектов - государство - наделен властными полномочиями. Результатом указанных отношений является формирование общегосударственного фонда денежных средств (бюджета) или внебюджетных фондов. Мобилизация средств в бюджет приобретает форму принудительного обложения.
Материальной основой здесь является денежный оборот - разнонаправленные денежные потоки. Перемещающиеся денежные массы представляют собой финансовые ресурсы: прибыль, доходы от различных видов деятельности и др. Назначение денежных средств заключается в обеспечении расширенного материального воспроизводства, а также в развитии социальной сферы и финансировании деятельности аппарата государственного и муниципального управления.
Налогообложение - это совокупность денежных отношений, одним из участников которых непременно является государство или муниципальное образование, соответствующие органы которого формируют и используют общегосударственные фонды денежных средств для выполнения конституционных функций государства по решению экономических, социальных, политических и иных задач.
Налоги - категория историческая; они возникли вместе с государством и изменяются вместе с ним. Сущность налогов, закономерности их эволюции, сфера действия и роль в процессе общественного воспроизводства определяются природой государства и его функциями. Налоги обособляются от общей совокупности денежных отношений лишь в случае возникновения определенных исторических предпосылок:
· первая сводилась к следующему. В результате первых буржуазных революций была существенно ограничена власть монархов. Монархические режимы сохранились, но главы государств уже не могли единолично пользоваться и распоряжаться казной, которая стала общегосударственным фондом денежных средств - бюджетом;
· еще одна предпосылка состояла в том, что формирование и использование бюджета приобрели регулярный характер. Возникли законодательно закрепленные системы государственных доходов и расходов с определенным составом и структурой. Основные статьи доходной и расходной частей бюджета не изменялись в течение жизни ряда поколений: военные цели, управление, экономика, социальные нужды;
· наконец, третья предпосылка заключалась в том, что налоги стали взиматься преимущественно в денежной форме. Если сначала государственные доходы формировались, главным образом, за счет натуральных податей и трудовых повинностей, то к концу ХIХ - началу XX в. на долю денежных налогов приходилось уже 80-90% всех доходов бюджета. Только на этом этапе развития государственности и денежных отношений в полной мере стало возможным распределение созданного продукта в стоимостном выражении.
На протяжении тысячелетий вплоть до становления товарно-денежного хозяйства основная часть потребностей государства удовлетворялась за счет принудительного взимания многочисленных натуральных повинностей и сборов. Деньги обращались, но денежное хозяйство было узким и весьма ограниченным. Соответственно общегосударственный фонд денежных средств (бюджет) также был мизерным, и основная его часть расходовалась на подготовку и ведение войн. В силу этого никакого заметного регулирующего воздействия на материальное производство бюджет не оказывал, да и не мог оказать.
Постепенно общество перешло на регулярное формирование и использование централизованных фондов денежных средств. Этот эволюционный процесс привел к построению определенным и все более эффективным образом структурированной системы государственных доходов и расходов. Государства законодательно закрепляли состав и структуру бюджетов. Статьи доходов и расходов этих бюджетов на протяжении столетий соответствовали преимущественно четырем устойчивым функциям государства: военные цели, государственное администрирование, развитие определенных сфер экономики, социальные нужды. Постепенно трансформировалась и приобретала стабильность система формирования государственных доходов; натуральные подати заменялись денежными налогами. Однако финансовая система была узкой и состояла лишь из одного звена - бюджета. Соответственно финансовые отношения были однообразными и сводились почти исключительно к формированию бюджета и его использованию.
Качественно новый этап развития финансов сложился в капиталистической общественно-экономической формации, которая характеризуется развитием товарно-денежных отношений, становлением нового типа государственности. Жизнь потребовала новых общегосударственных фондов денежных средств, а потому возникли новые типы денежных отношений по поводу формирования и использования таких фондов. Товарно-денежные отношения проникали во все слои общества, приобрели всеобщий характер. В этих условиях финансы стали выражать экономические отношения в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода и всего валового общественного продукта.
В XX в., особенно после Второй мировой войны, финансовые отношения еще больше усложнились. Колоссально возросли размеры государственных бюджетов. Государство аккумулировало ресурсы не только бюджетной системы, но и многочисленных внебюджетных фондов. Во многих странах оно стало активным субъектом экономических отношений, собственником значительной - до половины - части национального дохода.
Итак, налоги являются одновременно и экономической, и исторической категорией: они возникают, развиваются, видоизменяются со временем. Можно выделить по крайней мере два этапа их развития.
Первый этап - неразвитая форма налогов. К характерным чертам этого этапа относятся:
· непроизводительное использование собранных средств (до 2/3 бюджета расходовалось на военные цели);
· незначительное регулирующее влияние налогов на экономику;
· неразвитость финансовой системы, состоящей практически из одного звена - бюджета. Финансовые отношения связаны исключительно с формированием и использованием бюджета.
Второй этап развития налогообложения характеризуется:
· многозвенностью финансовых систем;
· высокой степенью регулирующего воздействия на экономику;
· большим разнообразием финансовых отношений.
Повсеместно происходит огосударствление значительной части национального дохода. Если в начале XX в. в ведущих странах через финансовую систему перераспределялось 9-18% национального дохода, то в настоящее время этот показатель составляет 30-50 и даже 70%. Располагая огромными фондами денежных средств, правительства многих государств, международные финансовые организации оказывают существенное влияние на процесс воспроизводства. Они применяют различные приемы и методы прямого и косвенного регулирования экономики. Расширилась и сфера налоговых отношений. В форме налогов государство стало аккумулировать ресурсы не только бюджетной системы, но и многочисленных внебюджетных фондов.
Материальным источником денежных фондов выступает национальный доход государства - вновь созданная стоимость. Поэтому условием роста финансовых ресурсов является увеличение национального дохода. Он обусловливает возможности удовлетворения общегосударственных потребностей и расширения общественного производства. Размер национального дохода и пропорции его деления на фонд потребления и фонд накопления определяют темпы и пропорции развития экономики, ее структуру.
В настоящем учебном пособии мы будем исследовать систему налогообложения на современном этапе развития, т. е. в условиях сложившихся рыночных отношений, не уделяя внимания историческому аспекту.