новейшая история и современное состояние
Новейшая история и современное состояние налоговой системы России. Современная российская налоговая система начала складываться на рубеже 80-х - 90-х годов XX в. К началу 1992 г. были приняты следующие законы, регламентирующие порядок взимания конкретных налогов:
· Закон СССР от 26 марта 1991 г. № 2054-1 «О таможенном тарифе»;
· законы РСФСР: от 11 октября 1991 г. № 1738-1 «О плате за землю»; от 18 октября 1991 г. № 1759-1 «О дорожных фондах в РСФСР»; от 6 декабря 1991 г. № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость»; от 6 декабря 1991 г. № 1993-1 «Об акцизах»; от 7 декабря 1991 г. № 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц»; от 7 декабря 1991 г. № 2000-1 «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации»; от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц»; от 9 декабря 1991 г. № 2005-1 «О государственной пошлине»; от 12 декабря 1991 г. № 2018-1 «О курортном сборе с физических лиц»; от 12 декабря 1991 г. № 2020-1 «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения»; от 12 декабря 1991 г. № 2023-1 «О налоге на операции с ценными бумагами»; от 12 декабря 1991 г. № 2025-1 «О налогообложении доходов банков»; от 13 декабря 1991 г. № 2030-1 «О налоге на имущество предприятий»; от 13 декабря 1991 г. № 2028-1 «О налогообложении доходов от страховой деятельности»; от 20 декабря 1991 г. № 2069-1 «О подоходном налоге с предприятий» (не был введен в действие); от 20 декабря 1991 г. № 2072-1 «Об инвестиционном налоговом кредите»; от 27 декабря 1991 г. № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций».
На протяжении 1990-х годов налоговая система строилась на основе Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». С 1 января 1999 г. налоговая система формируется и развивается в соответствии с кодифицированным федеральным законом - Налоговым кодексом Российской Федерации. Статьей 12 НК РФ в Российской Федерации установлены 3 вида налогов и сборов: федеральные налоги и сборы; налоги субъектов Российской Федерации (региональные налоги); местные налоги.
Как следует из табл. 2.1, в настоящее время налоговую систему России составляют 12 налогов и 2 сбора (государственная пошлина - это по своим признакам сбор), в том числе 9 федеральных, 3 региональных, 2 местных. В рамках специальных налоговых режимов предусмотрены 3 единых налога: единый сельскохозяйственный налог, единый налог при применении упрощенной системы налогообложения, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Разделение налогов по уровням власти обеспечивает осуществление государством регулирующей функции, позволяя ему воздействовать на социально-экономические процессы на федеральном, региональном и местном уровнях.
Такое разделение целесообразно проводить с учетом следующих принципов:
· налоговые доходы каждого уровня власти должны быть достаточны для финансирования закрепленных сфер или предметов ведения;
· чем менее мобильна налоговая база (стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения), тем на более низком уровне государственной власти происходит ее налогообложение. Например, высокой мобильностью обладают труд и капитал, а низкой - природные ресурсы и недвижимость. Поэтому целесообразно закрепить на федеральном уровне налогообложение доходов физических и юридических лиц, а на иных уровнях - налогообложение имущества;
· большинство регулирующих налогов устанавливается на федеральном уровне;
· косвенные налоги (взимаемые в виде надбавки к цене товара) - акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины - взимаются на федеральном уровне;
· число совместных сфер ведения по налоговым вопросам Федерации и ее субъектов должно быть минимизировано.
Налоговая система формируется и реформируется путем установления и введения новых налогов, их изменения и отмены.
Таблица 2.1
Состав налоговой системы Российской Федерации по состоянию на начало 2006 г.
Установить налог или сбор - значит не только дать ему название, но и определить в НК РФ плательщиков, а также существенные элементы налоговых обязательств: объект налогообложения, налоговую базу, налоговый период, налоговую ставку, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога, а в необходимых случаях и налоговые льготы. Установить налог можно только путем прямого перечисления в законе о налоге существенных элементов налогового обязательства.
Введение определенного регионального или местного налога означает решение субъекта Российской Федерации или муниципального образования о действии этого налога на своей территории. Исчерпывающий перечень налогов и сборов всех уровней закрепляется НК РФ. Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования вправе самостоятельно решать, вводить или не вводить на своей территории региональные (местные) налоги, поскольку исчерпывающий перечень региональных налогов порождает только право, но не обязанность установить налог. Таким образом, определение в НК РФ регионального (местного) налога порождает право субъекта Российской Федерации (муниципального образования) своим законом (нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления) установить и ввести в действие этот налог независимо от того, вводят ли его на своих территориях другие субъекты Российской Федерации (муниципальные образования). Так, 29 ноября 2004 г. НК РФ пополнился новой главой 31 «Земельный налог». Этот налог ¾ местный, поэтому на территории муниципального образования он может быть окончательно установлен только с принятием соответствующего нормативного правового акта представительного органа местного самоуправления.
Федеральные налоги представляют собой обязательные платежи физических и юридических лиц, которые устанавливаются высшим органом законодательной власти федеративного государства. Поступления от федеральных налогов зачисляются в федеральный бюджет либо распределяются между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации. Состав федеральных налогов, налогоплательщики, элементы налогообложения (объект, база, ставки, налоговый период, порядок исчисления, а также порядок и сроки уплаты) определяются высшим законодательным органом Российской Федерации.
Федеральные налоги создают основу доходной части федерального бюджета (поскольку формируются из наиболее доходных источников), за счет них поддерживается финансовая стабильность нижестоящих (региональных и местных) бюджетов. Перечень федеральных налогов и сборов приведен в НК РФ, эти налоги и сборы обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.
Большинство федеральных налогов являются регулирующими, и в отношении таких налогов субъекты Российской Федерации имеют определенные права. Тем не менее компетенция субъекта Российской Федерации в отношении данных налогов ограничена рамками доли ставки, которая полагается ему в соответствии с законодательством. Например, по налогу на прибыль организаций предусмотрена ставка до 24%, распределяемая между федеральным и региональными бюджетами: 6,5% - в федеральный бюджет и не более 17,5% - в бюджеты субъектов Российской Федерации. В пределах закрепленной за ними налоговой ставки субъекты Российской Федерации вправе вводить дополнительные льготы.
Федеральные налоги и сборы следует считать законно установленными, если они определены федеральным законодательным органом в надлежащей форме, т. е. федеральным законом, в предусмотренном законом порядке и введены в действие в соответствии с действующим законодательством. Налоги, взимаемые не на основании закона, не могут считаться законно установленными. Конституция РФ исключает возможность установления налогов и сборов органами исполнительной власти.
Налоги субъектов Российской Федерации (региональные налоги) - это обязательные платежи, право устанавливать которые в соответствии с Конституцией РФ и иными законодательными актами принадлежит субъектам Российской Федерации. Региональные налоги определяются исходя из тех функций по расходным полномочиям, которые законодательно отнесены к компетенции властей субъектов Российской Федерации. Поступления от таких налогов либо зачисляются в бюджет субъекта Российской Федерации, либо распределяются между региональным и местными бюджетами.
Региональные налоги обеспечивают бюджеты субъектов Российской Федерации собственными источниками финансирования своих расходов (тем не менее доля регулирующих налогов в доходах региональных бюджетов значительно превышает долю собственных налоговых доходов). Общий порядок установления и изъятия региональных налогов предусмотрен ст. 12 НК РФ. Согласно этой статье перечень региональных налогов определяется НК РФ (ст. 14) и законами субъектов Российской Федерации. Региональные налоги вводятся в действие законами субъектов Российской Федерации. Эти налоги обязательны к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
При установлении региональных налогов законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации имеют право определять указанные в НК РФ элементы налогообложения: налоговые ставки (в пределах, предусмотренных НК РФ), порядок и сроки уплаты налога, формы отчетности по данному региональному налогу, а также налоговые льготы и основания их использования плательщиком. Если субъект Российской Федерации по какой-либо причине не реализует указанное право, то применяются предельные ставки и льготы, закрепленные федеральным законодательством.
Местные налоги - это обязательные платежи физических и юридических лиц, поступающие в местные бюджеты. Характерными чертами местных налогов являются их регрессивность и множественность. Они оказывают регулирующее воздействие на развитие социальной инфраструктуры.
Платежи по местным налогам поступают в местные бюджеты. Это городские, районные (с позиции налогообложения в понятие «район» не входит район внутри города), поселковые бюджеты. Общий порядок установления местных налогов предусмотрен ст. 12 НК РФ. Согласно этой статье перечень местных налогов определяется НК РФ (ст. 15) и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Местные налоги вводятся в действие нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Эти налоги обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
При установлении местных налогов представительные органы местного самоуправления имеют право определять указанные в НК РФ элементы налогообложения: налоговые ставки (в пределах, предусмотренных НК РФ), порядок и сроки уплаты налога, формы отчетности по данному местному налогу, а также налоговые льготы и основания их использования налогоплательщиками. Если представительный орган местного самоуправления по какой-либо причине не реализует указанное право, то применяются предельные ставки и льготы, закрепленные федеральным законодательством.
Федеративное устройство России имеет еще одну существенную особенность. Субъекты Российской Федерации - города федерального значения Москва и Санкт-Петербург - своими законами вправе устанавливать и вводить в действие не только региональные, но и местные налоги (ст. 12 НК РФ). В налоговом праве других федеративных государств аналогов этому положению нет.
В настоящее время региональные и местные органы власти не вправе устанавливать региональные и местные налоги, не предусмотренные НК РФ. Такое положение сопоставимо с полномочиями региональных и местных властей развитых европейских стран, где роль федеральных органов в налоговом правотворчестве является ведущей. В некоторых странах (Италия, Бельгия, Дания) у местных органов формально есть право устанавливать местные налоги, но правительство оставляет за собой право контролировать их ставки и сумму. Такой подход характерен и для федеративных государств, в которых доля местных налогов в доходах местных бюджетов обычно выше, чем в унитарных государствах.
Бюджетное устройство как России, так и других европейских стран предполагает, что региональные и местные налоги служат только «добавкой» в доходной части соответствующих бюджетов, главной составляющей которой являются отчисления от федеральных налогов. Во многих развитых странах доля местных налогов и сборов в доходной части соответствующих бюджетов достигает 80%; в Российской Федерации этот показатель колеблется от 0,7 до 17% и зависит от специфики территории, ее населенности и уровня развития. Поскольку доходная база региональных и местных бюджетов в России недостаточна для покрытия бюджетных расходов, сегодня остро стоит проблема зависимости региональных и местных бюджетов от централизованно выделяемых средств.
Современная трехуровневая налоговая система Российской Федерации достаточно динамична и претерпела за последнее десятилетие ряд существенных изменений. Все они были вызваны необходимостью создания налоговой системы, наиболее соответствующей рыночным отношениям и предоставляющей возможность каждому уровню власти самостоятельно формировать доходную часть своего бюджета исходя из собственных налогов, регулирующих налогов и неналоговых поступлений. Безусловно, эту систему пока еще нельзя назвать совершенной, но ее развитие происходит эволюционным путем, обеспечивая преемственность и совершенствование налогового права.
Четкое распределение налогов по уровням государственного управления является одним из основных принципов не только организации, но и реформирования налоговой системы в условиях рыночной экономики.